Воспитание, психология, безопасность детей в интернете» Blog Archive » Мотивация младших школьников


Мотивация младших школьников

Веселые ребята

Веселые ребята

Познавательный интерес (интерес к процессу обучения) у большинства детей даже к концу младшего школьного возраста находится на низком или среднем уровне. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узко — личные мотивы — мотивация благополучия. Среди этих мотивов первое место занимает мотив: «хочу получать хорошие отметки». Но не стоит забывать, что отметка может снижать активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника. .

Изменений мотивации у младших школьников от 2 до 3 класса происходит мало. Не смотря на это, обнаруживаются различия между параллельными классами. Это говорит о том, что возрастные различия перекрываются различиями, вызванными организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса.

У школьников, отстающих в учении, наряду с самооценкой и уровнем притязании своеобразно развивается тесно связанная с ними мотивация учения. Учебная мотивация первоклассников бедна, в первую очередь из-за отсутствия многих социальных мотивов. К 3 классу они появляются. Самый ценный элемент мотивации — учебные интересы. В 3 классе, интересы проявляются обычно к наиболее легким дисциплинам.  Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегченной учебной работе. Желание получить высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в 1 классе, в 3 уже не проявляется ярко — сказывается опыт длительных неудач. Появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности — в занятиях спортом, музыкой, рисованием…. На фоне удовлетворенной в какой-либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний.

Тем не менее возникновение побочных компенсаторных мотивов у отстающих в учении третьеклассников в целом не предотвращает общего снижения уровня отношения к учебе. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания, она становится единственным ведущим мотивом у 20% учащихся. Если в 1 классе больше половины детей относятся к учебной работе положительно, то в 3 классе их количество сокращается до 40%, а наряду с неопределенным отношением появляется и чисто отрицательное.

Воспитать у отстающего в учении ребенка положительное отношение к учебной деятельности — значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определенный смысл. Первый путь воспитания положительного отношения к учению — создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществим только при определенной эффективности учебной работы ребенка. Второй путь-формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов.