Воспитание, психология, безопасность детей в интернете» Blog Archive » Для чего человеку длинное детство?


Для чего человеку длинное детство?

нг Будущие первоклассники — это те, кому сегодня от 0 до 7. Одним до школы еще далеко, а у других родители уже полны тревоги. Как готовить ребенка к школе, как не превратить обучение в мучение для всей семьи?

Детство у человека действительно длинное. Оно составляет около четверти жизни и заканчивается лишь к 20-ти годам. Только детский мозг может усвоить тот огромный объем информации, который позволит существу занять достойное место среди себе подобных. А вот раннее половое созревание, укорочение детства, биологи считают признаком деградации вида. Времени на обучение остается меньше.

Обучение начинается с рождения и первые 6-7 лет — самый интенсивный период. В это время мозг накапливает большую часть представлений о мире. Существуют возрастные периоды, в которые мозг наиболее чувствителен к определенный видам информации.

Младенчество — это возраст запечатлений. Причем это не фотографии лиц и предметов, а единый динамичный мир, в котором живут люди с их эмоциями, происходят различные события и течет время.

А теперь поговорим об изолянтах. Так биологи и психологи называют тех, кто вырос в информационно бедной среде. Если забрать котят сразу после рождения, то кошки, выросшие без матери, отказываются кормить своих детей. Они же часто рождают не жизнеспособное потомство. Опыт с обезьянами, который был назван «безмамные мамы», показал, что животные, выросшие без матери, без эмоционального контакта, агрессивны и жестоки к своим детям. К сожалению, человечество знает, что такое «приютские дети». Их раннее детство лишено полноценной информации о мире и людях.

Так чему же учить до трех лет? Недавно на прием пришла молодая мать с трехлетней дочкой. С обидой сказала: «Буквы учить не хочет». Бедный ребенок. Вместо большого мира ей подсовывают непонятные символы. А ребенок желает видеть солнце и небо. Он замечает, что луна бывает большой и маленькой, что небо может быть голубым или серым, что бывают облака и звезды. И у себя под ногами он находит уйму интересных вещей: траву и цветы, муравья и кузнечика, ворону и синицу. Помогите ребенку разглядеть, что есть куст, а есть дерево, елка и береза, что одуванчик и ромашка похожи, но это не одно и то же. Через смену дня и ночи ребенок познает время. Он уже способен отделить «было», «есть» и «будет», хотя «вчера», «сегодня» и «завтра» появятся позже.

До трех лет мозг стремиться набрать как можно больше информации. Поэтому он заставляет маленького человека везде лезть, дотягиваться, добираться, даже с опасностью для жизни. И окрики старших «не лезь», «не трогай», «убьешься», только подзадоривают исследовательское поведение ребенка. Стоит вам ослабить бдительность, и он все равно доберется.

Группу детей предупредили, что нельзя заходить на половину комнаты, отгороженную веревкой. И лишь только за экспериментатором закрылась дверь, дети начали исследовать это «нельзя»: одной ногой, потом запрыгивали двумя, а через несколько минут «опасная зона» с победным визгом была взята.

Ребенок познает мир всем своим существом. Он осязает его языком и губами, ладонями и подошвами, исследует вкус, запах, цвет, форму, звуки. Для полного восприятия очень важно, что бы все каналы, все органы чувств получали информацию. Эти знания о мире необходимы, чтобы состоялся следующий этап, когда будут устанавливаться связи между предметами и явлениями, когда будут формироваться понятия, когда мышление позволит человеку шагнуть за пределы непосредственного восприятия. И не надо дергать ребенка окриками. В этом возрасте инстинкт исследования сильнее слов. Если вы умный родитель, вы уберете опасности и поможете ребенку исследовать мир.