Воспитание, психология, безопасность детей в интернете» Blog Archive » Подростковый возраст


Подростковый возраст

Период с 14-16 лет обусловлен не только кризисом переходного возраста, но и переходом из средней школы (5-9 классы) в старшую школу(10-11 классы). Ребенок делает шаг от меньшего к большему, переходит из детства в юношество, и мы, родители, должны создать комфортные условия для подобных шагов, так как в этом возрасте “падения наиболее болезненны”.
Школа и учение занимают большее место в жизни подростка. Несмотря на то, что все они осознают, что быть образованным важно и необходимо, школу посещают с разными целями. Для одних школа – это место общения и встреч с друзьями, для других, она остается “храмом” знаний, находиться в котором с каждым днем становится все интереснее.
Так как же связать две функции школы воедино, не потеряв ее основное предназначение?
Огромная роль в решении этой проблемы лежит на родителях. Они должны знать и учитывать, что при переходе из средней школы в старшую школу перестраивается вся система межличностных отношений, повышаются требования морального характера друг к другу. Именно через неофициальные взаимоотношения юноши и девушки как бы “репетируют” свои будущие отношения во взрослой жизни. При этом начинает ярко проявляться избирательный и дифференцируемый характер таких взаимоотношений.
Необходимо, чтобы в этот период родители были для подростка опорой и поддержкой. Отношения должны стать доверительными, но не дружескими. Не забывайте о максимально сбалансированном контроле, поощрении и наказании. Ведь контроль в жесткой форме, беспричинное наказание или излишнее любопытство родителей (подслушивание, подглядывание за ребенком), может оттолкнуть подростка от дома, что может повлечь за собой попадание в неблагоприятную компанию с асоциальным поведением, а также привести к детской жесткости, которая впоследствии возмещается на младших детях и животных. В поведении родителей также не должно присутствовать безразличие. Интересуйтесь у своего чада школьными достижениями, выполнением домашнего задания, его досугом и взаимоотношениями со сверстниками, но делайте это в деликатной форме, не подвергайте ребенка расспросам, не настаивайте на том, чтобы он делился с вами проблемами и переживаниями. Если ваш ребенок обращается к вам с какой-то проблемой или хочет поделиться чем-то давно наболевшим, выслушайте его до конца, не критикуйте его поведение и поступки и попробуйте совместно найти выход из сложившейся ситуации. И, может, именно после подобных бесед ребенок в следующий раз подойдет с проблемой к вам, а не к неопытному другу.
Создав для подростка благоприятные условия в семье, участвуя в разрешении его проблем и являясь наблюдателем его взаимоотношений со сверстниками, мы предоставляем ребенку все условия для плодотворного обучения.